Для увеличения продуктивности умственного труда необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе продолжительностью не менее 50-70 минут. Кроме того стоит использовать занятия "в группе здоровья" (по 50-90 минут) или самостоятельные - такой же интенсивности и продолжительности.
В пользу таких рекомендаций говорят примеры из жизни наиболее известных исторических личностей, обладавших наряду с талантом огромным творческим потенциалом и работоспособностью.
А. С. Пушкин неоднократно отмечал, что его воображение работало лучше, когда он бродил по лесу и никто не мешал ему при этом думать.
Гете подчеркивал, что все наиболее ценное, наилучшие способы выражения мысли приходили ему в голову во время ходьбы. Что же касается регулярного выполнения комплексов физических упражнений, то уже сама по себе эта упорядоченность воспитывает дисциплинированность в работе, способствует усвоению гигиенических знаний и привычек.
Как результат, повышается производительность труда, нормализуется деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем.
Физические упражнения, к которым прибегают работники умственного труда во время перерывов, можно охарактеризовать как возможность поменять род деятельности или активно отдохнуть.
Еще И. М. Сеченов установил такую интересную закономерность: оказывается, восстановление нормальных биологических кондиций группы утомленных мышц происходит гораздо быстрее как раз не при полном их покое, а при работе других мышечных групп. В дальнейшем эта мысль получила широкое развитие и подтвердилась трудами И. П. Павлова, а также многих других отечественных ученых.
Быть может, читателю покажется, что эти ученые имели в виду только процессы, связанные с переменой деятельности у лиц, занятых только физическим трудом.
Ведь при выполнении упражнений в нервной системе возбуждаются центры, бездействовавшие во время умственной работы, что вызывает углубленное торможение деятельности участвовавших в ней центров, и, таким образом, ускоряется процесс их восстановления, т.е. они получают возможность для активного отдыха.
В то же время нельзя утверждать, что при сидячей работе все группы мышц человека "отдыхают" и им не грозит утомление. Оказывается, многие из них не только утомляются, но и, как эстафетную палочку, передают это утомление многим другим органам.
В сидячей позе организм в ответ на такое насилие нередко оказывает свое, природой данное сопротивление. Ведь длительное состояние неподвижности противно его естеству. В ответ на такую реакцию своего организма, нам ничего не остается, как только усилием воли заставить себя настроиться на еще более напряженную умственную работу, пока не удастся снова втянуться в режим трудового процесса.
В таких случаях помочь может так называемая вводная гимнастика, настраивающая на быструю адаптацию к рабочему ритму. Суть эффективности вводной гимнастики (из специально подобранных 4-8 физических упражнений) состоит не только в том, чтобы ускорить включение в рабочее состояние, но и как можно дольше удержать высокий уровень работоспособности.
Выполняемая до начала работы в течение нескольких минут, она сообщает ускорение физиологическим процессам, доводя их течение до нужно уровня, способствует улучшению деятельности нервных центров, благотворно сказывается на самочувствии и настроении, чем и обеспечивает продуктивную умственную работу.
В вводную гимнастику, как правило, включают комбинированные и сложно-координированные упражнения, активизирующие деятельность организма в целом, облегчающие сосредоточение внимания а также нагружающие те мышцы, системы и органы человеческого организма, которые не будут заняты в предстоящей работе в течение долгого рабочего дня.
Один из комплексов вводной гимнастики, разработанный специалистами для работников умственного труда, состоит из следующих упражнений:
Будьте здоровы, и успехов в работе!
Среди наших партнёров: